А знаете ли вы, что такое «компании-трилистники»?
Светлышева Ольга Юрьевна,
преподаватель Центра по направлению
Управление персоналом и кадровому делу
О.Ю. Светлышева, сертифицированный специалист в области кадрового менеджмента
Что делать, если в компании периодически возникают подобные ситуации:
- требуются работники: много и «еще вчера»;
- с работниками надо оформлять трудовые отношения, а для этого нужны другие работники (кадровики, бухгалтера и др.);
- за 3-6 месяцев испытания (этот срок предусмотрен трудовым законодательством) трудно понять, подходит ли работник для выполнения конкретных функций и адаптировался ли он в коллективе;
- работодатель несет потери и убытки в случае болезни работника;
- при увольнении приходится оплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск, а в некоторых случаях – выходное пособие и выполнять другие обязательства по социальным гарантиям;
- увольняемые работники могут быть недовольны и имеют право обратиться в суд.
В общем, проблем у работодателя много и отчасти решить их позволяют современные технологии, которые лежат в основе «компаний-трилистников».
Схематично это выглядит так:
Первый «лист»: основной штат копании.
Должности заявлены в штатном расписании, оформление происходит в соответствии с трудовым законодательством РФ, работодатель выполняет все социальные обязательства перед работником.
Второй «лист»: подрядчики.
В российском законодательстве понятия «аутсорсинг» (outside resource using - использование внешних ресурсов) отсутсвует, такие отношения регулируются договором гражданско-правового характера, заключаемого с компанией-провайдером.
Как правило, на аутсорсинг выносятся неспецифические бизнес-процессы (напр., уборка, охрана и т.п.)
Третий «лист»: временные частично занятые работники.
«Лизинг» персонала (personal-leasing – аренда персонала) и «аутстаффинг» (out + staff— вне штата) также находятся за рамками нашего законодательства. Весте с тем, многие компании используют эту технологию в случае привлечения временных или сезонных работников.
Разница между этими технологиями в том, что лизинговая компания заключает трудовые договоры со специально отобранными работниками и направляет их на определенный срок для выполнения указанной работы в компанию-заказчик.
При аутстаффинге работодатель самостоятельно подбирает сотрудников для выполнения временной или постоянной работы, но юридическим оформлением персонала занимается аутстаффинговая организация.
Некоторые холдинги (кстати, это понятие также отсутствует в российском законодательстве) используют технологию «инсорсинга» (insourcing – внутрихолдинговый аутсорсинг). Это способ организации бизнеса, при котором аутсорсер выступает контрагентом по отношению к дочерним и зависимым компаниям холдинга, но сам находится в структуре холдинга.
Например, в холдинге несколько юридических лиц по разным направлениям деятельности: производство, рекламное агентство и частное охранное предприятие. Работники рекламного агентства и частного охранного предприятия оказывают услуги производственной компании, оформив трудовые отношения со «своими» работодателями.
При использовании кадровых технологий работник взаимодействует с провайдером (формальным работодателем) и заказчиком (фактическим работодателем).
Провайдер (формальный работодатель):
- оформляет трудовые отношения с работниками;
- ведет кадровое делопроизводство;
- рассчитывает и выплачивает заработную плату, вознаграждения, подоходный налог, другие налоговые отчисления;
- оформляет и оплачивает листки нетрудоспособности, отпуска;
- предоставляет справки по требованию работника;
- взаимодействует с государственными органами по вопросам трудоустройства работников.
Заказчик услуги аутстаффинга (фактический работодатель):
- предоставляет объем работ, рабочее место, инструменты и оборудование, рабочую одежду;
- устанавливает график рабочего времени;
- контролирует исполнение трудовой дисциплины;
- перечисляет на счет провайдера денежные средства в объеме заработной платы рабочих, налогов на заработную плату рабочих, компенсации услуг провайдера.
Сегодня в США и странах Западной Европы более 90% компаний периодически пользуются услугами временного персонала.
В России "заемный труд" активно обсуждается.
Несмотря на то, что законодательством подобные отношения практически не урегулированы, все больше компаний используют подобные технологии (количество компаний, специализирующихся на кадровом лизинге и аутсорсинге, ежегодно увеличивается в 1,5 раза). Например:
- небольшие компании, имеющие штатные ограничения;
- выполнение краткосрочных проектов;
- необходимость оптимизации при оформлении работников;
- возможность привлечения высококлассных специалистов и т.д.
По результатам опроса, проведенного исследовательским центром портала Superjob: https://www.superjob.ru/community/otdel_kadrov/50540/?utm_source=&utm_medium=&utm_campaign менеджеры по подбору персонала назвали представителей профессий и специальностей, которых компания привлекает для работы в качестве временного персонала: рабочие специальности, продавцы, торговые представители, специалисты по продажам, промоутеры, разнорабочие, IT-специалисты, курьеры, водители, операторы ПК и call-центра, инженеры и др.
По результатам этого опроса основными преимуществами привлечения временных сотрудников являются:
- экономия средств (31%),
- оперативное решение проблемы нехватки персонала под разовые (сезонные) проекты -30%,
- быстрое выполнение временными сотрудниками стоящих перед ними задач -7%,
- легкость процедуры увольнения и приема на временную работу -5%,
- отсутствие необходимости в обучении – 4%,
- минимум обязательств со стороны работодателя – 4%,
- возможность последующего приема таких сотрудников в штат - 4%.
Выгодно ли использование перечисленных технологий?
Здесь следует ориентироваться на долгосрочный эффект и считать затраты, к которым относятся:
- стоимость времени, которое затрачивает работодатель на управление неспецифическими бизнес-процессами (клининг, охрана и пр.);
- ущерб, который может быть нанесен компании из-за некачественного выполнения этих функций «своими» работниками (к провайдеру можно предъявить претензии и взыскать сумму причиненного вреда);
- упущенную выгоду из-за того, что «профильные» задачи не были во время решены;
- потери, вызванные отсутствием требований к поставщикам результатов вспомогательных бизнес-процессов, независимо от того, переданы они уже внешним исполнителям или еще исполняются силами компании изнутри и т. д.
Во многих случаях использование кадровых технологий помогает уменьшить финансовые, временные и другие расходы.
Итак, «компании-трилистники» - это сочетание современных кадровых технологий для оптимизации бизнеса.
Статья опубликована на портале Superjob.