Шантаж на рабочем месте
Светлышева Ольга Юрьевна,
преподаватель Центра по направлению
Управление персоналом и кадровому делу
О.Ю. Светлышева, сертифицированный специалист в области кадрового менеджмента
Реальная история, недавно произошедшая в одной из российских компаний. По понятным причинам настоящее наименование организации и имя работницы называть не буду.
На должность торгового представителя приняли мать двоих детей, выдали ей автомобиль, на котором она должна по условиям трудового договора колесить по местности и выполнять свою трудовую функцию.
Срок испытания подошел к завершению, а нужных результатов новая работница не показала. Что сделал работодатель? Правильно, не позднее чем за три дня до окончания срока в письменной форме объяснил причины неудовлетворительного результата испытания и предложил расторгнуть трудовой договор по части первой статьи 71 ТК РФ или прекратить трудовые отношения согласно пункту 1 части первой статьи 77 ТК РФ по соглашению сторон. Но работница не пожелала так легко расстаться с работодателем. Она сообщила, что является одинокой матерью, воспитывающей детей в возрасте до 14 лет, и ее не имеют права уволить, как непрошедшую срок испытания. Кроме того пригрозила: работала, работаю, и работать буду (читай «числилась, числюсь и числиться буду»), а если посмеете уволить, то не избежать вам суда со всеми вытекающими последствиями.
После чего перестала появляться на работе по причине временной нетрудоспособности. При этом ее часто видели, разъезжающей на корпоративном автомобиле.
Вот такая история…
Работодателю такая позиция не понравилась, и он предложил предоставить документы, подтверждающие статус одинокой матери, и листок нетрудоспособности, а также вернуть корпоративный автомобиль.
Одновременно составлялись акты об отсутствии на рабочем мести и фиксировались все события (телефонные переговоры, требования работницы и пр.).
В результате работницу увольняют по части первой статьи 71 ТК РФ и та, как и обещала, подает заявление в суд.
Исковые требования:
- Выплата за вынужденный прогул в размере средней заработной платы.
- Восстановление на работе.
- Взыскание морального вреда в размере 50 000 руб.
Заметим, про оплату листка нетрудоспособности ни слова!
Суд исходил из следующего:
- Документы, подтверждающие статус одинокой матери, предоставлены не были.
- Скан листка нетрудоспособности был передан работодателю только через 18 дней после первого дня отсутствия на рабочем месте (соответствующие акты представлены работодателем).
- Имело место незаконное использование корпоративного автомобиля в личных целях (фотографии с камер наружного наблюдения).
Решение суда было принято с учетом постановлений Верховного суда о том, что в подобного рода практике следует учитывать не только профессиональные, но и личностные качества работника.
Суд пришел к выводу, что со стороны работника имело место злоупотребление своими правами, т.к. работница намеренно не предоставляла скан листка нетрудоспособности, имея к этому все возможности, для того, чтобы в судебном порядке взыскать с работодателя бОльшие суммы. В результате иск был отклонен.
Работодатель выиграл это дело, отчасти благодаря тому, что все документы работодателем на этот случай были собраны и оформлены надлежащим образом.
Интересно, что по исследованиям Superjob.ru мнения работников и работодателей по поводу того, кого защищает Трудовой кодекс РФ, разошлись:
49% работодателей считают, что работников,
38% работников, считают, что работодателей.
Подробнее об этом исследовании
На мой взгляд, и работнику и работодателю необходимо знать свои права и обязанности (ст. 21, 22 ТК РФ и др.) и поступать в соответствии с нормами права и морали и тогда обе стороны будут защищены, что и показывает вышеизложенная история.
Еще раз призываю всех чтить Трудовой кодекс РФ (пусть даже такой несовершенный).