Чего не стоит работодателю скрывать от кандидата
Светлышева Ольга Юрьевна,
преподаватель Центра по направлению
Управление персоналом и кадровому делу
Вспоминается анекдот в тему.
Однажды очень успешного HRа сбил автобус. Её душа поднялась к воротам рая, где её встретил сам святой Пётр.
- Добро пожаловать на небеса, - сказал он, - однако поскольку никто из HR-специалистов еще не был так близко к вечной жизни в раю, мы не знаем, как с вами поступить.
- Просто впустите меня.
- Я бы рад, но у меня есть распоряжение свыше. Мы предлагаем вам провести день в раю и день в аду, после чего вы сами сможете выбрать, где вам провести вечность.
- Я уже решила. Я предпочитаю оказаться в раю.
- Но у нас есть правила, сначала в ад.
Пётр запустил лифт вниз и HR-директор поехала в ад. Когда двери открылись, она обнаружила, что находится на прекрасном поле для гольфа, а неподалеку располагался деревенский клуб, где она встретилась со всеми своими знакомыми HR-директорами. Они веселились и вспоминали о лучших моментах своей HR-жизни. Встреча с дьяволом её приятно удивила, поскольку он оказался довольно милым мужчиной. Было много танцев и прекрасный ужин, после него она попрощалась со всеми, села в лифт и провела свой следующий день на небесах, играя на арфе и распевая песни. Время пролетело незаметно, пришел святой Петр и спросил её о принятом решении.
- Ну, раньше я и подумать не могла, что решусь на это, ведь на небесах мне очень понравилось, но в аду мне было все-таки веселее.
Пётр проводил её до лифта, и она снова отправилась вниз. Двери открыли перед ней пустырь, весьма похожий на свалку. Она увидела, как её коллеги в рваной одежде собирают мусор в мешки. К ней подошел дьявол и взял её за руку.
- Я не понимаю, - заикаясь, проговорила она, - вчера все было прекрасно и красиво и весело, а сегодня все просто ужасно и мои друзья в таком виде.
- Вчера мы тебя нанимали, а сегодня ты в штате - ответил ей дьявол.
Знакомая ситуация, не правда ли?
Один из стилей проведения собеседования называется "игра в прятки" и характеризуется тем, что интервьюер уклоняется от прямых ответов на вопросы кандидата. Происходит это в том случае, когда работодателю есть, что скрывать: неконкурентоспособную заработную плату, оформление на работу с нарушением трудового законодательства, непривлекательные условия труда и пр.
Многие HRы, зажатые в "тисках нелюбви" (с одной стороны - тихо ненавидящие их кандидаты, с другой - непонимающее руководство) вынуждены расписывать компанию яркими красками, рекламируя "ад".
Предположим, кандидат оказался наивным или просто еще не очень опытным в прохождении собеседований. Он принимает за чистую монету все, о чем рассказывает HR, и с радостью соглашается работать в "РАЮ". А что дальше?
Когда работник понимает, что компания вовсе не похожа на рай, а совсем наоборот, перед ним встает выбор: остаться или уйти из компании.
Как правило, работники "голосуют ногами", в результате работодатель получает высокий уровень текучести персонала со всеми вытекающими последствиями .
Как же быть в подобной ситуации, почти гамлетовский вопрос: говорить правду иль не говорить?
Откровенно врать на собеседовании неприлично, да и не эффективно, а говорить "голую" правду глупо, остается один выход - передавать кандидату информацию, правильно расставляя акценты.
Прежде всего, необходимо выяснить мотивацию кандидата (где у него находится та самая «кнопка»). Возможно, соискателю не очень важно, насколько жесткий руководитель у его будет и цель поиска работы на данном этапе - получение профессионального опыта, а не зарабатывание денег. В подобных случаях, "минусы" работы в компании не будут для соискателей критичными. Но в любом случае, негативную информацию следует преподносить аккуратно.
Какую информацию чаще всего скрывают на собеседовании?
Superjob.ru провел исследование «Что делает работников несчастливыми?».
Как правило, именно эту информацию и пытаются скрыть HRы.
Приведу несколько вариантов ответов на "неприятные" вопросы для того, чтобы не отпугнуть и в то же время в мягкой форме донести до соискателей правдивую информацию (адресуется тем, у кого в компании есть подобные нюансы).
Недостатки - это продолжение наших достоинств и наоборот. Следовательно, стоит внимательно изучать конкурентные преимущества и проанализировать недостатки на предмет возможной выгоды для кандидата.
Исходим из того, что нужно кандидату и объясняем другие преимущества компании
- Низкая оплата труда: "Мы обучаем наших работников и являемся "кузницей кадров" для своей отрасли", "Одно из конкурентных преимуществ нашей компании - стабильность", "В нашей организации есть возможность быстрого карьерного роста", "У нас Вы сможете реализовать себя, поскольку приветствуется инициативность и креативность" и т.д.
- Отношение руководства - "У нас авторитарный стиль управления, что позволяет поддерживать в организации порядок", "Наш руководитель - строгий, но справедливый", "Благодаря требовательности руководителя компания успешно вышла из кризиса".
- Неблагоприятный психологический климат в коллективе: "Каждый отвечает за свою работу и на личные взаимоотношения нет времени", "Мы приходим работать, а не дружить", "Люди – разные, со своими достоинствами и недостатками и наша компания - не исключение».
- Плохие условия труда, организации рабочего процесса: «Мы ожидаем от сотрудников инициативности и самостоятельности», «Все люди взрослые и самостоятельно организуют свою работу», «Профессионал в любых условиях сможет найти информацию и принять правильное решение».
- Отсутствие или невозможность карьерного роста: «У нас есть возможность профессионального развития, в том числе, в смежных областях», « В нашей организации хорошо развиты горизонтальные связи», «Мы ценим профессионалов, хорошо разбирающихся в своей области».
- График работы, переработки: «Мы считаем, что для достижения успеха, необходимо много трудиться», « Придется приложить усилия для достижения цели», «Работа с 9 до 18 – не для нас», «Надеемся, Вы не боитесь работы?», «Когда человек занимается любимым делом, он не считает минуты до конца рабочего дня».
Работодателю следует быть, по-возможности, правдивым с кандидатом, а соискателям следует помнить, что "идеального" работодателя не существует (впрочем, так же как и "идеального" кандидата).
Самый эффективный путь для работодателя - сформировать позитивный имидж и на собеседовании честно отвечать на вопросы кандидата о "белой" зарплате, о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, об оплате периода временной трудоспособности и других гарантиях и компенсациях, положенных работнику в соответствии с трудовым законодательством, а также о других "вкусностях", которые предлагает далеко не каждый работодатель (ДМС, оплата питания, мобильного телефона, проезда, возможность карьерного роста и профессионального развития и проч.).
Подробнее о формировании позитивного имиджа работодателя можно узнать на бесплатном семинаре-вебинаре «Формирование позитивного имиджа работодателя».