Уважаемые слушатели! Обращаем ваше внимание, что 01.05.2024 и 09.05.2024 у нас выходные дни. Вы можете оставить сообщение в чате, мы обязательно ответим!
Уважаемые слушатели! Теперь для вас работает номер технической поддержки 8 (800) 444-28-35 с 9:00 до 21:00

Частным лицам +7 (495) 232-32-16

Слушателям
от организации
+7 (495) 780-48-44

+7 (495) 780-48-49

Почему дизайнер должен уметь рисовать?

Должен ли дизайнер уметь рисовать? Многие из тех, кто хочет стать дизайнером задают этот вопрос как в интернете, так и мне лично. И ответ на него важен не только для дизайнера, но и для всех тех, кто с ними работает: коллег и руководителей. Он, как мне кажется, важен для любого, кто работает в любой из популярных графических программ (Photoshop, Illustrator и др.) и хочет, чтобы созданные им изображения привлекали внимание, вызывали эмоции, повышали продажи, да просто влияли на зрителей.
 

С одной стороны, есть множество компьютерных программ для дизайнеров, клипартов, которые можно использовать для работы, и вроде бы этого достаточно. Однако дизайнер должен уметь рисовать, и мы попробуем обосновать почему.

 

Зададим себе вопрос:

 
 
 
 

Что делает дизайнер? 

Создание новых объектов

Дизайнер – это человек организующий пространство, среду. Это его главная системообразующая функция. Дизайнер аккумулирует культурные ценности, объекты реальности и организует их неким образом, направляя внимание зрителя в нужное русло, на то, что считает нужным, чтобы это воспринималось позитивно, интересно, что бы сформировался некий образ. Получается, что для создания новых объектов ему рисовать вроде как и не нужно, а нужно уметь генерировать новое из того, что есть в наличии. 
 

Создание новых процессов. 

Например, дизайнер придумал новый инструмент. И с этим инструментом можно совершать какие-то новые действия. Допустим, дизайнер придумал чайник с двумя носиками и взаимодействие пользователя с этим чайником будет уже другим, в отличие от обычного чайника. Более наглядный пример: смартфон. Мы знаем, как в смартфоне нужно взаимодействовать пальцами на экран, чтобы получить тот или иной результат. Эти процессы тоже разрабатывает дизайнер. Для этого тоже не нужно рисовать. 
 

Оптимизация привычных процессов

Дизайнер берет существующие процессы и делает их качественнее, легче и удобнее. На самом деле, это главная функция дизайнера. Существует привычное, немножко даже обывательское представление, что дизайнер рисует картинки (для журнала, сайта и пр.). На самом деле дизайнер организует и оптимизирует процессы. Рисует иллюстратор, художник, но дизайнеру, опять получается, рисовать, вроде как, необязательно.
 

Создание культурных ценностей

В самом простом значении культурная ценность – это картинка, рисунок. Но в рабочем смысле – это любое произведение рук человеческих от станка до здания. И тут снова так выходит, что дизайнеру рисовать не нужно, потому что тот же станок, к примеру, должен быть эргономичным, но для этого не нужно рисование. 
 
Получается парадокс: мы утверждаем, что дизайнер должен уметь рисовать, но для выполнения своих задач дизайнеру оказывается рисование не нужно. 
Попробуем подойти к этому вопросу с другой стороны: 

Зачем люди рисуют? 

Творческая самореализация

Потребность в самореализации есть у каждого и это, пожалуй, первая причина по которой люди хотят рисовать. 

Люди рисуют с детства

Рисование – очень важная часть образовательная процесса, и именно поэтому рисование есть и в детском саду, и в школе, хотя очень немногие потом становтяся художниками. Рисование развивает наблюдательность, зрительную память, образное мышление, воображение,  пространственные представления,умение воплощать увиденное на бумаге (очень сложный биологический процесс), наконец, оно формирует массу физиологических навыков вроде точности движения руки и пр.

Итак,

Фиксация реальности

В эпоху, когда не было фотоаппаратуры, рисование было пожалуй единственным способом передать пейзаж или портрет человека. Но дело не только в этом. Приведу пример из мультипликации. Когда я работал на киностудии "Союзмультфильм", нам поступил заказ из США на создание рекламного ролика для спортивной команды. Я поинтересовался, почему же они заказли его нам, ведь в США есть масса студий с великолепным оборудованием, которое нарисует гораздо быстрее и точнее человека. Ответ был следующим. Естественно, машина рисует точнее и быстрее (человеческая рука хоть немного, но дрожит). Но для глаза идеально выверенный, сделанный программными средствами рисунок выглядит сухим и механистичным, а вот написанный от руки, воспринимается живым. И именно поэтому американцы отправились на тогда еще советскую студию и платили намного дороже, чтобы «дыхание жизни» чувствовалось в каждой картинке. Иными словами, даже для современного человеке возможность фиксации изображений с помощью рисунка остается очень актуальной. 

Зачем дизайнеру рисовать?

Ясность представления

Дизайнер, который не умеет рисовать не может визуально мыслить, у него нет ясности представления. Он представляет, что нужно делать, но как это реализовать не понимает. Приведу опять пример из собственной практики. У меня на многих курсах, например «Дизайн рекламы», «Полиграфический дизайн», «Допечатная подготовка» и др., есть творческие работы. И когда слушатели их приносят, то хорошо видно, что даже критиковать некоторые работы нельзя: настолько плохо они сделаны. И когда я начинаю осторожно выяснять: а что человек собственно имел в виду, создавая эту работу, каков замысел? В 100% случаев человек говорит: я не знаю, было настроение, и я сделал.  То есть отсутствие ясности мышления приводит к тому, что отсутствует ясность образа. 

Но ведь дизайн – это преобразование среды. Тогда какое же может быть преобразование реальности, откуда возьмется удобство пользования созданным предметом, если человек не понимает зачем это нужно, как это используется и что должно получиться в итоге? 

 
 
 

Видение композиции

Во всех художественных вузах есть три фундаментальных предмета, вокруг которых крутится всё обучение: рисунок, живопись, композиция. Композиция – это умение комбинировать различные элементы, чтобы получить эмоционально насыщенный ряд. Если наш дизайн ничего не выражает, если потребитель нашего дизайнерского продукта никак эмоционально не затронут, то зачем нужен этот продукт (а в более широком смысле, зачем нужен дизайнер)? Каждый рисунок строится от композиции. Сначала строится эскиз, компонующий элементы рисунка на листе, выделяющий главное и второстепенное. а уже по нему делается рисунок. Есть множество правил композиции и все они связаны с умением рисовать.  

Прежде чем рисовать на компьютере нужно все-таки научиться рисовать руками. Потому что моторика человека так устроена, что когда он рисует что-то на компьютере мышкой, пусть даже обычный квадрат, то не чувствует его пространственного расположения. И только когда перед вами лежит лист бумаги, и вы водите по нему рукой, именно тогда вы будете чувствовать композицию, т.к. мозг начинает строить в вашем воображении этот рисунок. Поэтому надо уметь рисовать именно от руки, и именно на бумаге. 

 
 

Образная выразительность

Существуют некоторые выразительные средства и одно из основных – штрих. С его помощью в рисунке можно передать что угодно: эмоцию, светотень, пространство, то что ближе или дальше, светлее или темнее, фактуру, качество предметов. То есть, давая команду руке, мы создаем максимально выразительный образ. 

Это очень хорошо заметно, когда человек, умеющий рисовать, показывает сделанные им фотографии.  Человек не умеющий рисовать просто фотографирует. Рисующий человек умеет передать то, что он видит: текстуру камня на переднем плане, шелковистость травы, бег воды в ручье. Он чувствует мир так, как иным образом не почувствуешь. 

 

Понимание пространственных и светотеневых особенностей

Рисуя, художник понимает пространственные и цветотеневые особенности объекта. Я много занимаюсь дизайном рекламы и вижу, как много, к сожалению, выпускается рекламной продукции, дизайнеры которой не понимают, что такое тень. Например, в фотошопе есть функция «Эффекты слоев»: всякого рода тени, маленькие выпуклости, которыми начинающие дизайнеры любят украшать свои работы. Но их использование показывает лишь то, насколько дизайнер беспомощен.

Когда дизайнер не знает, как отделить цвет от фона, как решить проблему композиционно, сделать выразительно, он начинает использовать всякого рода «примочки», которые как ему кажется решают этот вопрос. На самом деле они ничего не решают, а создают только лишний шум, лишнюю реальность на изображении. 

Вот собственно те принципиальные вещи, которые и отличают «рисующего» дизайнера от «нерисующего». 
 
Приходите, друзья, 
 
 

Порисуем

 
 
Искренне ваш, Дмитрий Красновский. 

28.09.2018

envelope

Спасибо! Вам на e-mail отправлено письмо со ссылкой для подтверждения

Если письмо не пришло, поищите его в папке со спамом или повторите подписку

email-checked.png

Вы подписались на рассылку

Как будет оформлено обучение?

Оплачивать будет:

Спасибо за обращение! Ваш менеджер свяжется с Вами в течение нескольких минут.