Профессиональные стандарты в сфере закупок
Светлышева Ольга Юрьевна,
преподаватель Центра по направлению
Управление персоналом и кадровому делу
Что такое профстандарты?
На сегодняшний день самый передовой опыт у Великобритании, где профстандарты являются одним из важных элементов сложной структуры обеспечения качества рабочей силы. В этой системе предусмотрены Советы по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils), выигравшие открытые конкурсы, которые определяют и прогнозируют знания, умения и компетенции, необходимые для развития экономики страны. Эти советы лично отвечают за качество разработанных ими стандартов, поддерживают и обновляют нормативы, обеспечивают свободное и бесплатное получение стандартов всеми организациями.
Также в Великобритании предусмотрены программы профессионального образования и подготовки, которые охватывают возрастные группы от 14 лет и обеспечивают связь разных видов обучения (от базовых до послевузовских степеней). Рамка квалификаций состоит из шести уровней и объединяет возможные пути образования и профессиональной подготовки и т.д.
Конкретный формат профстандарта зависит от специфики конкретной отрасли и профессии. Например, британский стандарт инженера-механика состоит из 5 разделов и занимает 10 страниц, стандарт техника в области информационных технологий состоит 5 разделов общим объёмом три страницы, а стандарт дизайнера компьютерных игр представлен в одной таблице из 4 столбцов, содержит 28 пунктов и умещается на одной странице.
В России термин «профессиональные стандарты» впервые был официально использован в 1997 г. в Программе социальных реформ в РФ на период 1996–2000 годов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222).
В 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) было образовано Национальное агентство развития квалификаций и в 2007 г. был разработан первый макет профстандарта.
Макет профессионального стандарта:
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщённых трудовых функций
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
В 2007–2008 гг. в России появились первые профессиональные стандарты.
Какие профстандарты утверждены в сфере закупок?
Профессиональные стандарты позволяют не только определить трудовые функции, которые должен исполнять конкретный специалист, но и требования к образованию, опыту практической работы, навыкам и умениям, предъявляемым к кандидатам при приёме на работу.
Минюстом РФ утверждены разработанные Минтрудом России профессиональные стандарты для специалистов и экспертов в сфере закупок (полный текст стандартов размещён на специализированном интернет-портале http://profstandart.rosmintrud.ru):
Ответственная организация – разработчик обоих стандартов ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (РАНХиГС).
Разработчиками профстандарта "Специалист в сфере закупок" являются:
Разработчиками профстандарта "Эксперт в сфере закупок" являются:
Для чего нужны профстандарты в сфере закупок?
В профстандарте «Специалист в сфере закупок» предусмотрено четыре обобщенные трудовые функции, а «Эксперт в сфере закупок» - три обобщенные трудовые функции.
Каждая из них соответствует определенному уровню квалификации.
Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника и содержат описание следующих критериев:
- Полномочия и ответственность
- Характер умений
- Характер знаний
- Основные пути достижения уровня квалификации
Уровни квалификации нужны для описания требований к образованию и обучению сотрудников.
Например, в нашу организацию приняли нового работника Сергея на должность специалиста по закупкам. В его обязанности входит обеспечение закупки для государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Согласно профессиональному стандарту «Специалист по закупкам» (схема 2) это соответствует 5-му квалификационному уровню. Следовательно, образование у Сергея должно быть не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт работы в закупках может отсутствовать (таблица 1).
Далее работодатель решил перевести Сергея на должность консультанта по закупкам для осуществления процедур закупок. Эта трудовая функция соответствует 6-му квалификационному уровню (таблица 1). Сергей будет переведён консультантом после трёх лет работы и при условии получения высшего образования (бакалавриат), а также дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок).
Если же работодатель переведёт Сергея на должность консультанта по закупкам без учёта перечисленных выше требований к квалификации, а тот не справится с новыми обязанностями, то работодатель не вправе применить к Сергею дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или увольнения. Поскольку при переводе не были учтены требования к квалификации для выполнения конкретной трудовой функции «Осуществление процедур закупок», которая требует специальной подготовки.
Как грамотно применять профстандарты в сфере закупок?
Профстандарты в сфере закупок помогают работодателю решать следующие задачи:
- Разрабатывать должностные инструкции
- Проводить отбор кандидатов
- Определять соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе в ходе оценочных мероприятий при проведении аттестации и других видов оценки
- Устанавливать уровень квалификации в случае увольнения по сокращению штата или численности работников
- и др.
Кто должен применять профстандарты в сфере закупок?
С 1 июля 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584, согласно которому профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утверждённых указанными организациями с учётом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.
Вместе с тем, работодатель не вправе уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандарта (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но работодатель может провести аттестацию сотрудников. По рекомендации аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках или профстандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Строгого требования о соответствии закупщиков профстандартам Федеральными законами №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и №223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не установлено.
Существует лишь требование к работникам контрактной службы, контрактным управляющим наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ст. 38 п. 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013)
При несоблюдении этих требований инспектор труда может выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (статья 356 ТК РФ).
А за неприменение профстандартов, если они являются обязательными для применения, работодателя могут оштрафовать - от 30 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.