Как выгодно для компании оптимизировать трудовые ресурсы
Светлышева Ольга Юрьевна,
преподаватель Центра по направлению
Управление персоналом и кадровому делу
В этой статье я поделюсь своим опытом участия в проекте оптимизации затрат на персонал.
Предыстория
Некоторое время назад руководство подмосковного отеля задумалось над проблемой сохранения бизнеса, поскольку расходы на персонал стали превышать планируемые показатели и вскоре такая динамика могла привести к необратимым последствиям.
На подготовительном этапе руководство компании поставило задачу HR-службе — установить, насколько эффективно расходуются средства на персонал.
Для проведения диагностики созвали проектную команду, в которую вошли представители HR-службы и приглашенные эксперты. Также утвердили план сбора и анализа информации.
Приглашенные эксперты воспользовались методикой «Тайный покупатель», приехали в отель под видом гостей и несколько дней наблюдали за работой сотрудников отеля и фиксировали результаты в отчетах.
«Гости» беседовали с персоналом и выяснили, например, что сотрудники недовольны оплатой труда: получают только оклад, а премии распределяются не объективно (по усмотрению руководителя подразделения).
Также провели письменные опросы руководителей структурных подразделений, в которых поинтересовались, достаточно ли персонала для выполнения задач подразделения, какие есть проблемы и что можно улучшить.
Хронометраж рабочего времени показал, что сотрудники заняты выполнением своих функций в среднем на 35%.
Кроме того, эксперты проверили отчетность и провели бенчмаркинг1. Так они выяснили, что количество персонала превышает средние показатели по рынку в 4 раза.
Все полученные данные ввели в базу и визуализировали в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков и других форм. После обработки и анализа информации сделали выводы и подготовили рекомендации.
Оптимизация численности работников Службы горничных
Что сделали:
- Сравнили показатели численности персонала в разных отелях:
- Разделили горничных на дневных и ночных (с изменением функционала и разной оплатой труда).
- Изменили график работы на гибкий. График работы составлялся руководителем Службы горничных и доводился до сведения работников не позднее чем за 1 месяц до введения2.
- Установили почасовую оплату труда с использованием суммированного учета рабочего времени, это дает возможность гибкого распределения рабочего времени.
В результате количество горничных должно было быть уменьшено. Но в связи с расширением отеля было принято решение не увольнять работников, а использовать их труд в новых корпусах.
Оптимизация численности работников Службы главного инженера
В штатном расписании 8 электриков, 8 сантехников (всего 16 штатных единиц).
Что сделали:
- Изучили нормы труда электрика и сантехника (работа по графикам: 2 дня / 2 ночи / 2 выходных (по 2 электрика), сутки/трое (по 2 сантехника).
- Уточнили существующие функции и задачи подразделения в соответствии с общими целями (должностные инструкции, опрос, заявки): функционал — работа по заявкам (вызовы) и профилактические работы (по мере необходимости).
- Оценили компетенции сотрудников (один из электриков знает сантехнические работы и может их выполнять).
- Оценили результаты деятельности (заявки, хронометраж рабочего дня): в среднем устранение одной неполадки занимает час (в месяц — 100 вызовов, в сутки — 3–4), т. е. 3–4 часа занятости + 1–2 часа плановых профилактических работ = максимум 6 часов.
Предложения:
Изменить график работы:
Таким образом, количество работников сократилось вдвое. Оплата труда также была изменена на постоянную часть (оклад) и переменную (премии, которые платились за отсутствие инцидентов, т. е. стимулировалась профилактическая работа).
Оптимизация численности работников Службы питания (Ресторан)
График работы официантов и поваров был сутки/трое, притом что Ресторан работает с 7:00 до 00:00 (т. е. примерно с 1:00 до 7:00 работники получали деньги за отдых). Такой график объяснялся тем, что корпоративный автобус делает последний рейс в 22:00 и сотрудники ресторана ночью не могут добраться до дома.
Что сделали:
- Приняли решение изменить график движения корпоративного транспорта и установить последний рейс в 00:30, чтобы работники успели после закрытия ресторана подготовить рабочие места для следующей смены и собраться домой.
- Изменили график работы:
- Отказались от хостес (4 штатные единицы), предложили эти функции выполнять официантам и супервайзерам.
- Привлекли дополнительный персонал для обслуживания крупных мероприятий (лизинг, кейтеринг).
- Установили почасовую оплату труда с использованием суммированного учета рабочего времени, что дало возможность гибкого распределения рабочего времени.
- Установили разные виды премий, надбавок, бонусов, чаевых для мотивирования.
Рекомендации по оптимизации трудозатрат Отдела кадров
Что нужно сделать:
- Установить часы приема работников.
- Разработать нормативы трудозатрат на каждую проводимую операцию (например, оформление приема на работу, перевода на другую работу, увольнения, предоставления отпуска работникам и пр.).
- Ввести систему отчетности о работе для сбора статистических данных.
- Оптимизировать рабочие места.
- Автоматизировать работу (установить программу «1С: Управление персоналом»).
- Ввести гибридный режим работы (в офисе и дистанционный).
- Повысить квалификацию специалистов кадровой службы (регулярное обучение).
- Обеспечить внутреннюю или внешнюю юридическую поддержку для оперативного консультирования по вопросам трудового законодательства.
Методы оптимизации
Таким образом, в проекте были использованы разные методы и инструменты для оптимизации затрат на персонал (Таблица 5).
В зависимости от целей и специфики деятельности компании можно использовать и комбинировать разные методы оптимизации.
Проект, о котором я рассказала, длился около трех лет и оказался довольно успешным: за это время затраты на персонал снизились примерно на четверть.
Но самое главное — компания стала более стабильной за счет повышения лояльности персонала и достойно выходит из кризисных ситуаций.
Сноски
- Бенчмаркинг (benchmarking — сопоставление) — сравнение своих показателей с показателями других компаний.
- Ст. 103 ТК РФ.
- Реинжиниринг бизнес-процессов — переосмысление, перепроектирование бизнес-процессов.
- Аутстаффинг (out — вне + staff — штат) — вывод персонала за штат для снижения издержек и рисков, связанных с персоналом, когда имеется определенная непредсказуемость бизнеса
- Аутсорсинг (outside resource using – использование внешних ресурсов) – передача неспецифических функций внешней организации – исполнителю или провайдеру услуги.
- Лизинг персонала (personal-leasing – аренда персонала) – заключение трудового договора лизинговой компанией с работниками и направление их на определенный срок для выполнения указанной работы.
- KPI (key performance indicators) – ключевые показатели эффективности