Уважаемые слушатели! Обращаем ваше внимание, что 01.05.2024 и 09.05.2024 у нас выходные дни. Вы можете оставить сообщение в чате, мы обязательно ответим!
Уважаемые слушатели! Теперь для вас работает номер технической поддержки 8 (800) 444-28-35 с 9:00 до 21:00

Частным лицам +7 (495) 232-32-16

Слушателям
от организации
+7 (495) 780-48-44

+7 (495) 780-48-49

Что нужно сегодня знать работодателю о ведении воинского учёта, мобилизации и бронировании работников?

«По мобилизации призваны в общей сложности 300 тыс. человек –
около 1% мобилизационного ресурса»
С.К. Шойгу

На сегодняшний день не более 20% российских компаний ведут воинский учёт сотрудников1.

Некоторые работодатели стали активно интересоваться этим вопросом только после объявления частичной мобилизации работников.

В этой статье я хочу дать пошаговый алгоритм действий работодателя с учётом актуальных изменений в законодательстве.

  1. Ознакомиться с требованиями законодательства о воинском учёте и мобилизации
  2. Провести аудит ведения воинского учёта в организации
  3. Составить информационную памятку для работников, подлежащих воинскому учёту
  4. Определить примерный список работников, которые могут быть мобилизованы
  5. Организовать бронирование работников
  6. Отслеживать изменения в требованиях законодательства о мобилизации

1. Ознакомиться с требованиями законодательства о воинском учёте и мобилизации

Воинский учёт – государственная система учёта и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных ресурсов2:

  • призывные ресурсы – граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учёту,
  • мобилизационные людские ресурсы - граждане, пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учёту.

Воинскому учёту подлежат3:

  • мужчины, годные по состоянию здоровья к военной службе,
  • женщины, годные по состоянию здоровья к военной службе, и имеющие военно-учётную специальность.

Вместе с тем, определённые категории граждан не подлежат постановке на воинский учёт, например4:

  • освобождённые от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • проходящих военную службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющих военно-учётной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами Российской Федерации
  • и др.

Количество работников, осуществляющих воинский учёт в организациях, зависит от количества сотрудников, состоящих на воинском учёте5:

Кол-во граждан, состоящих на воинском учёте Кол-во работников, осуществляющих воинский учёт
менее 500 граждан 1 работник (по совместительству)
от 500 до 2000 граждан 1 освобождённый работник
от 2000 до 4000 граждан 2 освобождённных работника
на каждые последующие 3000 граждан по 1 освобождённному работнику

Как только организации потребуется два и более работников по воинскому учёту, они надо объединить в отдельное подразделение – военно-учётный стол (ВУС)6.

Обязанности работодателя по ведению воинского учёта7:

  • проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность документов воинского учёта;
  • заполнять документы учётные документы;
  • разъяснять работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учёту и мобилизационной подготовке / мобилизации;
  • информировать военкоматы о принятых и уволенных работниках, подлежащих постановке на воинский учёт, а также об обнаруженных нарушениях;
  • сверять с военкоматом не реже 1 раза в год сведения о воинском учёте;
  • оповещать работников о вызовах военкоматов;
  • и др.

Документы воинского учёта8, которые предъявляются при поступлении на работу:

Для офицеров запаса

  • Военный билет офицера запаса (форма № 2 в приложении № 1 Инструкции)
  • Персональная электронная карта (форма № 1/К в приложении №2 к Инструкции)
  • Временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса (форма №4 в приложении №3 к Инструкции)

Для прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) и содат (матросов) запаса

  • Военный билет (форма № 1 в приложении № 4 Инструкции)
  • Персональная электронная карта
  • Временное удостоверение, выданное взамен военного билета (форма №3 в приложении №5 к Инструкции)
  • Справка взамен военного билета (форма №1/У в приложении №6 к Инструкции)

Для призывников

  • Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (форма №5 в приложении №7 к Инструкции)

2. Провести внутренний аудит ведения воинского учёта в организации

Для этого требуется проверить:

  • состоит ли организация на учёте в военкомате (если нет, надо зарегистрироваться);
  • проверить наличие и оформление приказа о назначении ответственного лица за ведение воинского учёта в организации, который должен быть согласован с военкоматом9;
  • наличие Плана работы по ведению воинского учёта и бронированию граждан, пребывающих в запасе, согласованный с военкоматом10;
  • ведение картотеки на работников, подлежащих воинскому учёту: заполнение личных карточек (форма №10), размещение и хранение документов11;
  • дата последней сверки с информацией военкомата12.

3. Составить информационную памятку для работников, подлежащих воинскому учёту

Информационная памятка для работников следует раздать под подпись.

В Памятке можно отразить информацию о том, как вести себя в случае получения повестки из военкомата, например:

  • получить повестку: проверить удостоверение у того, кто вручает повестку; форма повестки13; принимать под расписку; вручить должны не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке14;
  • сообщить работодателю (закрепить эту ответственность в ЛНА, напр., в ПВТР);
  • явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военкоматов15;
  • подготовить документы в случае права на отсрочку16;
  • ориентироваться на официальные источники, не доверять слухам и непроверенной информации: горячая линия 122 и официальный ресурс правительства «Объясняем.рф» для информирования граждан по вопросам частичной мобилизации;
  • и т.д.

Также можно перечислить причины, по которым работник может не явиться по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины, а именно17:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжёлое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учёт или судом.

Дистанционные работники, которые более 6 мес. находятся за границей, исключаются из запаса. Работники из других городов в течение 3-х мес. (90 дней) должны встать на временный воинский учёт по месту пребывания18.

Предупредите работников о том, что розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат осуществляется органами внутренних дел19.

4. Определить примерный список работников, которые могут быть мобилизованы

Обязанности организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации20:

  • создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (для этого требуется издать приказ о назначении ответственного лица);
  • разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий (следует утвердить план мероприятий);
  • оказывать содействие военкоматам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая: обеспечение своевременного оповещения и явки работающих в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военкоматов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части (надо вручить уведомление о необходимости явки на сборные пункты – под подпись);
  • выполнять работы по воинскому учёту и бронированию на период мобилизации граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчётности по бронированию.

Какие работники подлежат призову на военную службу по мобилизации?

В первую очередь призывать будут первый разряд21

Составы запаса (воинские звания) Возраст граждан, пребывающих в запасе
  Первый разряд Второй разряд Третий разряд
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы до 35 лет до 45 лет до 50 лет
Младшие офицеры до 50 лет до 55 лет до 60 лет
Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга до 55 лет до 60 лет до 65 лет
Полковники, капитаны 1 ранга до 60 лет до 65 лет  
Высшие офицеры до 65 лет до 70 лет  

При частичной мобилизации призываются граждане:

  • прошедшие срочную службу в рядах ВС РФ;
  • состоящие в запасе;
  • обладающие определёнными военно-учётными специальностями (полный перечень кодовых обозначений ВУС засекречен, по информации от военкоматов сейчас на военную службу в связи с мобилизацией призывают граждан с военно-учётными специальностями стрелковые, войсковой разведки, танковые, инженерные войска, санитарный инструктор, медицинские специальности);
  • имеющие соответствующий опыт боевых действий (Сирия, Чечня, Афганистан и др.).

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам22

  • забронированным в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья (на срок до 6-ти мес.);
  • занятым постоянным уходом за членами семьи, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем постоянном уходе при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • имеющим на иждивении 4-х и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери 1-го ребёнка и более в возрасте до 16 лет;
  • имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении 3-х детей в возрасте до 16 лет;
  • матери которых кроме них имеют 4-х и более детей в возрасте до 8-ми лет и воспитывают их без мужа;
  • членам Совета Федерации и депутатам Гос. Думы;
  • и др.

Например, отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется по указу Президента РФ23 гражданам, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, на период работы в этих организациях.

Минобороны России приняло решение о непривлечении на военную службу в рамках частичной мобилизации в отдельных высокотехнологических отраслей, а также финансовой системы РФ граждан с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, работающих24:

  • в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области ИТ;
  • в российских операторах связи;
  • в системообразующих организациях в сфере информации и связи;
  • в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платёжной системы и инфраструктуры финансового рынка.

Основанием для отсрочки являются списки граждан, представляемые руководителями соответствующих организаций.

Что делать, если военкомат требует организовать явку сотрудников в связи с мобилизацией?

В организацию может поступить письмо от военкомата с перечнем работников для явки в военкомат, а работнику должна быть вручена повестка от представителя военкомата (под подпись).

Следует известить работников о явке в военкомат с военным билетом (уведомление в 2-х экземплярах под подпись).

Трудовой договор приостанавливается, за работником сохраняется место работы25.

В табеле проставляется соответствующий код (напр., «Г», «М» и т.п.).

Работодателю следует продумать замену отсутствующим работникам (напр., заключение срочных ТД; распределение функций между работниками; передать право подписи, документы, информацию и пр.).

Граждан, которых призывают на военную службу по частичной мобилизации, приравнивают к военнослужащим, проходящим военную службу в ВС РФ по контракту. Уровень их денежного содержания такой же, как у военнослужащих, проходящих военную службу в ВС РФ по контракту26.

В Трудовой кодекс с 07.10.2022 внесены изменения для обеспечения трудовых прав работников, призванных на военную службу по мобилизации или поступивших на военную службу по контракту либо заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ27:

  1. Работник пишет заявление о приостановлении действия трудового договора, прикладывает копию повестки о призыве на военную службу по мобилизации или уведомление о заключении с ним контракта о прохождении военной службы.
  2. Работодатель издаёт приказ о приостановлении действия трудового договора и не позднее дня приостановления действия трудового договора выплачивает работнику заработную плату и все причитающиеся ему выплаты в полном объёме за период работы, предшествующий приостановлению действия трудового договора.
  3. В период приостановления действия трудового договора за работником сохраняется место работы (должность) и засчитывается в трудовой стаж работника, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости). Расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником в этот период не допускается (кроме случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности ИП, а также истечения в указанный период срока действия трудового договора).
  4. Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу (работник обязан предупредить работодателя о своём выходе на работу не позднее чем за 3 раб. дня).
  5. В случае, если работник не вышел на работу по истечении 3 месяцев после окончания прохождения им военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, трудовой договор расторгается28. Федеральный орган исполнительной власти, с которым работник заключил соответствующий контракт, обязан информировать работодателя о дате окончания прохождения работником военной службы по контракту.

5. Организовать бронирование работников

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут бронировать работников, которые пребывают в запасе, чтобы обеспечить бесперебойную работу организации в случае мобилизации и в военное время, при условии, что эти организации29:

  • выполняют госзаказы во время мобилизации либо военных действий
  • участвуют в исполнении мобилизационных заданий по кооперации
  • наделены полномочиями при введении военного положения
  • обеспечивают обороноспособность и безопасность страны, жизнедеятельность населения

Полного перечня таких организаций в открытом доступе нет. Узнать это можно в комиссии по бронированию по месту регистрации организации (напр., в Москве сведения о районных комиссиях размещены на сайте mos.ru через вкладку «Территориальные органы власти»: https://www.mos.ru/authority/territory).

Если у организации есть обязательства по брони, следует:

  • издать приказ об организации бронирования граждан, пребывающих в запасе, и о назначении ответственного за неё (проект приказа должен быть согласован с территориальным военкоматом)30;
  • проверить наличие плана работы по ведению воинского учёта и бронированию граждан, пребывающих в запасе (если плана нет, надо разработать)31; уточнения вносятся в план мероприятий один раз в полгода32;
  • составить список сотрудников, которые подлежат бронированию и которым нужны отсрочки от призыва (ФИО, должности); подписать у руководителя организации; заверить печатью и отправить его для согласования в комиссию по бронированию, которая сообщит, кому из работников предоставили отсрочку (документы по бронированию хранить в организации 5 лет после снятия работника с учёта33);
  • забронированным работникам оформить удостоверение об отсрочке (срок 10 дней с момента, когда закончился испытательный срок сотрудника, или со дня приёма на работу, если испытание сотруднику не установили)34;
  • получить в военкомате бланк удостоверения о бронировании граждан (форма Ф-4); зарегистрировать его в книге по учёту бланков специального воинского учёта (форма № 13); заполнить документ и извещение о зачислении на специальный воинский учёт; внести информацию в карточку учёта (пп. «б» п. 7 раздела II «Сведения о воинском учёте» формы № 10); сдать заполненные документы в военкомат;
  • составить график вручения удостоверений (кто и когда вручает, содержание документа и т.п.); при этом уполномоченный по вручению удостоверений должен каждые полгода проходить инструктивное занятие в военкомате35;
  • забронированных граждан снять с общего учёта и поставить на специальный воинский учёт (если работники состоят на учёте в другом военкомате следует направить в военкоматы извещения о зачислении сотрудников на специальный воинский учёт).

6. Отслеживать изменения в требованиях законодательства о воинском учёте

Далее следует на регулярной основе отслеживать изменения в требованиях законодательства о воинском учёте и мобилизации (издать соответствующий приказ о назначении ответственного лица).

Организацию могут проверить на предмет нарушений по ведению воинского учёта. При этом если в организации более 500 работников, состоящих на воинском учёте, её проверяют ежегодно, остальных – минимум один раз в три года36.

Какую ответственность несёт работодатель за нарушение работы по воинскому учёту

Вид нарушения Нормативный акт
Непредоставление в военкомат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт - штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб. Ст. 21.1 КоАП РФ
Необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке - штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб. Ст. 21.2 КоАП РФ
Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учёте, сведений принятых на работу либо уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте - штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб. П. 3 ст. 21.4 КоАП РФ

Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 21.1 - 21.7 КоАП РФ, от имени военкоматов рассматривают37:

  • военные комиссары;
  • военные комиссары муниципальных образований;
  • начальники отделений военкоматов муниципальных образований.

За состояние воинского учёта, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций38.






1 Анализ юридической фирмы BLS: https://www.vedomosti.ru/career/articles/2022/09/28/942822-predstaviteli-kompanii-stali-interesovatsya-postanovkoi-na-uchet

2 Методические рекомендации по ведению воинского учёта в организациях, утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017 (П.4)

3 Положение «О воинском учете» от 27.11.2006 №719 (п. 14)

4 Закон от 28.03.1998 №53-ФЗ (п. 1 ст. 8, п 4 ст. 23)

5 Положение «О воинском учёте» от 27.11.2006 №719 (п. 12)

6 Положение «О воинском учёте» от 27.11.2006 № 719 (п. 19)

7 Положение «О воинском учёте» от 27.11.2006 № 719 (п. 30-32)

8 Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (п. 8)

9 Методические рекомендации Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 (п. 22, 39)

10 Методические рекомендации Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 (п. 37, 39)

11 Методические рекомендации Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 (п. 24, 28, 39)

12 Положение «О воинском учёте» от 27.11.2006 №719 (пп. 30-32)

13 Приложение №1 к Положению «О призыве на военную службу РФ» от 11.11.2006 №663

14 Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (пп. 6, 7)

15 Закон от 26.02.1997 №31-ФЗ (ст. 10, 21)

16 Закон от 26.02.1997 №31-ФЗ (ст. 18)

17 Закон от 28.03.1998 №53-ФЗ (ст. 7)

18 Закон от 28.03.1998 №53-ФЗ (ст. 8)

19 Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (п. 10)

20 Закон от 26.02.1997 №31-ФЗ (ст. 9)

21 Закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ст. 53)

22 Закон от 26.02.1997 №31-ФЗ (ст. 18)

23 Указ Президента РФ от 21.09.2022 №647

24 Объясняем.рф

25 Постановление Правительства РФ от 22.09.2022 №1677

26 Трудовой кодекс РФ (ст. 170), Указ Президента от 21.09.2022 № 647

27 Трудовой кодекс РФ (ст. 351.7)

28 Трудовой кодекс РФ (п. 13.1 части первой ст. 81)

29 Закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (ст. 23)

30 Методические рекомендации Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 (п. 22)

31 Методические рекомендации Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 (п. 37)

32 Методическим рекомендациям Генштаба Вооружённых Сил РФ от 11.07.2017 (приложение № 17, п. 19)

33 Перечень документов с указанием сроков хранения, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 №236 (ст. 458)

34 Методические рекомендации Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 (приложение № 17, п. 13)

35 Методические рекомендации Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 (приложение № 17, п. 20)

36 Методические рекомендации Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 (приложение № 1, п. 3)

37 Кодекса об административных правонарушениях РФ (ст. 23.11)

38 Методические рекомендации Генштаба ВС РФ 11.07.2017 (п. 9)




03.11.2022

envelope

Спасибо! Вам на e-mail отправлено письмо со ссылкой для подтверждения

Если письмо не пришло, поищите его в папке со спамом или повторите подписку

email-checked.png

Вы подписались на рассылку

Как будет оформлено обучение?

Оплачивать будет:

Спасибо за обращение! Ваш менеджер свяжется с Вами в течение нескольких минут.