Что такое UTM и зачем это нужно?
Что такое UTM и зачем это нужно?
UTM-метки — один из самых распространенных и востребованных инструментов интернет-маркетологов. С их помощью специалисты могут оценить эффективность различных каналов и понять, какие обращения доходят до аудитории. Таким образом, использование UTM-меток позволяет быстро скорректировать маркетинговую активность и повысить отклик.
Аббревиатура UTM образована от Urchin Tracking Module. Urchin — название компании, которой принадлежит авторство меток (в 2005 году эта компания стала частью Google). А Tracking Module переводится как «модуль отслеживания». Именно он позволяет анализировать трафик, ключевые слова, востребованность каналов и т.д.
Если же говорить о том, как выглядит UTM-метка, то фактически это небольшой фрагмент кода. Маркетологи добавляют его в URL сайта или интернет-страницы.
Состав UTM-метки
Все UTM-метки — это GET-параметры. Их передача осуществляется каждый раз, когда к серверу обращаются. Определить их в ссылке можно, если вы видите значок ?. Все, что прописано после него, как раз и есть GET-параметры. При этом не все GET-параметры являются UTM-метками, в принципе они необходимы, чтобы упорядочивать информацию в интернете и мгновенно выдавать то, что запросил пользователь.
GET-параметры обычно имеют в составе два элемента: ключ (utm_source) и переменную (cpc). Между ними ставится знак =. Между собой GET-параметры разделяются знаком &.
Пример ссылки с UTM-меткой
Параметры UTM-метки
Обязательные параметры UTM-метки:
- utm_source — показывает источник трафика. Например: utm_source=ya или utm_source=yandex.
- utm-medium — эта часть нужна для определения типа трафика: с оплатой за клик, с оплатой за показ, из электронной почты, из мессенджеров и т.д. Например: utm-medium=cpc или utm-medium=email.
- utm_campaign — с помощью этой части маркетологи видят, с помощью какой рекламной кампании на сайт пришел пользователь. В ней можно использовать динамические значения. Если использовать конструкцию utm_campaign={campaign_id}, то в систему статистики передастся id рекламной кампании.
Необязательные параметры UTM-метки:
- utm_term — эту часть можно использовать, чтобы определять ключевое слово. Есть возможность использовать динамический параметр {keyword}.
- utm_content — разделяет визиты, если все остальные параметры одинаковы. Например, если используются два баннера на одной странице.
Важно отметить, что значения параметров могут быть совершенно любыми, но они должны соответствовать техническим ограничениям. В случае если вы работаете со статистикой не один, то желательно, чтобы все участники процесса понимали, что означает то или иное значение метки. Обычно создается отдельный документ (таблица), в которой прописаны правила и примеры создания меток.

8 ак. ч. + 8 ак. ч. самостоятельно
Основы веб - аналитики. Google Analytics 4, Google Tag Manager, Яндекс Метрика
Научитесь настраивать и правильно использовать основные аналитические системы в сети Интернет.
Зачем нужна UTM-метка?
В общем смысле метка нужна для отслеживания источника трафика на сайте. В настоящий момент классическая метка (три обязательных и два необязательных параметра) распознается всеми аналитическими системами, имеющими хоть какое-то распространение.
Как составить UTM-метку
-
Прописать метку руками
Основной минус в том, что это долго. Каждый раз необходимо прописывать не только переменные, но и ключи. Этот метод подходит только для разовых работ.
-
Собрать метку с помощью таблицы
Можно использовать функцию «Сцепить» и получайте нужные метки в любом количестве.
-
Генератор UTM-меток
Практически у любого сервиса, работающего со ссылками, есть свой генератор меток. По функционалу они если не идентичны, то очень и очень близки. Но в любом случае закрывают базовую потребность в генерации обязательных параметров. Различаются такие генераторы преимущественно визуально.