Сертификация и повышение квалификации. Какую форму выбрать? Часть 2
ИТ-сертификации
В первой части статьи мы выяснили роль профессиональной сертификации для ИТ?специалистов и работодателей, преимущества получения знаний в учебных центрах и рассмотрели классификацию УЦ. Поговорим о выборе формы обучения.
Что более эффективно: привычный традиционный формат обучения или нечто новое?
Учимся в группе
Первый вариант – классическое очное обучение в группе, которое проводится тренером. В сущности, сегодня это основной подход к получению знаний и не только в . Для большинства УЦ данный вариант является предпочтительным.
Обычно интенсивный курс занимает порядка 40 академических часов, это полная рабочая неделя, или две недели при ежевечерних занятиях. Не всегда компания сможет отправить своих сотрудников на обучение на такой срок. Наконец, очевидно, что нередко потребуется более одного курса. Стандартный трек обычно составляет три – пять курсов. Если же растянуть процесс во времени, то падает эффек- тивность.
Что касается вечерней формы обчения, то и тут есть сложности: с одной стороны, не затрагиваются рабочие часы, с другой, нагрузка на слушателя растет, усталость дает о себе знать уже к середине занятия.
Еще один немаловажный фактор – удаленность учебного центра. У многих крупных УЦ есть филиалы не только в Москве и Петербурге, но и в целом ряде крупных городов, однако проблему с обучением это полностью не решает. Далеко не всем желающим удается приехать, да и филиалы редко когда могут похвастаться полным спектром учебных курсов. Зачастую приходится ждать нужного курса по нескольку месяцев. Разумеется, корпоративным заказчикам в этом отношении несколько проще: для них может быть организовано обучение на их площадке, или же сотрудники могут быть направлены в командировку, однако это приводит к росту расходов заказчика.
Индивидуальный подход
Второй подход – индивидуальное обучение. По сути, это разновидность традиционного подхода с той лишь разницей, что обучение проводится тренером один на один со слушателем. Конечно, такой способ очень эффективен для слушателя, но и наиболее затратный. Обычно этот вариант используется, если речь идет о редких курсах, когда сложно собрать группу. Разумеется, он может быть использован и для стандартного курса, если есть потребность пройти курс, не дожидаясь старта группы, или если про- сто предпочтительна подобная форма обучения в силу других причин, например, психологического свойства.
. Здесь практически нет отличия от очной формы. Разница только в том, что теперь для того, чтобы присутствовать на занятиях, нет необходимости куда-то ехать. Потребуется лишь компьютер с доступом в Интернет, и, собственно говоря, все.
Существуют различные сервисы, обеспечивающие возможность виртуального присутствия в классе. Они обеспечивают возможность не только просмотра того, что происходит на компьютере тренера, но и дают эффект присутствия, поскольку есть возможность задавать вопросы и принимать участие в обсуждениях, разумеется, я имею в виду не только чат и почту, голосовое общение. Конечно, есть доступ к лабораторному комплексу.
– это хорошее решение для ситуации, когда очное обучение невозможно в силу тех или иных причин. Кроме того, корпоративному заказчику данный вариант дает возможность массового обучения своих сотрудников. Нередко совмещают с очной группой. В процессе занятия ведется запись, которая также помогает при дальнейшем освоении материала. При правильном подходе отличия между очным обучением и вебинаром практически незаметны. Несомненно, крайне важно наличие стабильно работающего интернет-канала, однако при возникновении проблемы со связью она частично решается благодаря наличию записи. Некоторые учебные центры недооценивают значение этой технологии в образовании, что, на мой взгляд, весьма опрометчиво, т.к. дает возможность сократить сеть филиалов для центров, а для слушателей – время ожидания старта требуемого курса.
Открытое обучение
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что для повышения уровня компетенции в сфере ИТ, равно как и в других областях, существует немало возможностей, пренебрегать которыми не стоит. Какой вариант предпочесть – не так принципиально. При правильном отношении к обучению эффект будет примерно равный. Традиционный очный вариант обучения более привычен для многих слушателей, но это чисто психологический эффект. Современные тенденции в образовании и облачные технологии позволяют оптимизировать не только расходы на обучение, но и не потерять его эффективности. Так что не стоит опасаться новых технологий в образовании. В следующей части статьи мы поговорим о том, каким образом слушателю достичь хороших результатов на интенсивном ИТ-тренинге и подготовиться к экзамену.
, преподаватель Центра «Специалист»,
сертифицированный тренер Microsoft (MCT), MVP .
».