Открытое обучение – инструмент для мотивированных людей
Статья представлена в 21-м выпуске Сборника трудов по проблемам дополнительного профессионального образования.
В статье на опыте Бауманского учебного центра «Специалист» рассматриваются вопросы организации эффективного краткосрочного обучения и повышения квалификации для людей, имеющих предварительную подготовку и обладающих высоким уровнем самоорганизации. Открытое обучение — формат, предусматривающий занятия в классе или в режиме вебинара, при котором каждый слушатель обучается по предоставленным материалам в своем темпе. Преподаватель работает в режиме менторинга. Такой формат позволяет каждому подобрать свой индивидуальный темп обучения, сосредоточиться на важных для себя темах.
Современные условия организации труда, взрывной рост технологий делают, как никогда, актуальной задачу регулярного, или даже непрерывного повышения квалификации сотрудниками практически во всех отраслях.
В современной образовательной среде краткосрочное обучение и переподготовка занимают достаточно значимое место. В этой сфере действует сразу несколько факторов, определяющих требования и особенности организации учебного процесса.
- Во-первых, это образование, направленное на взрослых состоявшихся людей, как правило, очень хорошо осознающих свои потребности в повышении уровня квалификации.
- Во-вторых, обычно, серьезным ограничением является время, которое обучаемый может выделить на прохождение курсов. Зачастую это нерабочее время (вечер или выходные дни) или интенсивное обучение по 8 – 10 часов в день.
При проведении краткосрочных курсов дополнительного профессионального образования частое явление в группе – это наличие людей с разным уровнем предварительной подготовки, а также с интересом к различным профессиональным темам. При занятиях в общей группе это приводит к тому, что часть тем либо трудна для восприятия части аудитории, либо, наоборот, не представляет интереса. В обоих случаях это приводит к демотивации соответствующих обучаемых и как следствие, к снижению общего уровня усвоения учебного материала.
Нами разработана и внедрена методика, названная «открытое обучение», которая позволяет минимизировать подобный эффект.
Открытое обучение — это одновременное обучение в одном классе по установленному расписанию слушателей различных курсов одного направления. Каждый обучаемый/слушатель получает доступ к трансляции записи вебинара по своему курсу. Преподаватель консультирует всех находящихся в классе слушателей и контролирует освоение учебного материала и выполнение ими заданий. Заметные преимущества такого формата — гибкая организация учебного пространства, подвижный состав групп, свободный выбор слушателями видов и способов учебной работы.
Как организован формат открытого обучения:
- Курсы имеют четкое расписание. Все время, положенное по расписанию, в классе находится преподаватель, который ведет все курсы, включенные в конкретную группу открытого обучения.
- И в очном режиме, и в режиме вебинара занятия в группе проходят по разным курсам одного направления. Например, в одном классе занимаются слушатели по курсам «Управление проектами», «Работа с MS Project», «Управление рисками», «Работа с командой проекта» и так далее.
- Для слушателя нет необходимости приходить и уходить в строго определенное время. Обычно на первые одно-два занятия приходят все, получают вводный инструктаж, а затем каждый занимается в своем индивидуальном режиме.
- Обучаемый занимается индивидуально: прослушивает запись вебинара, выполняет лабораторные или практические работы, консультируется у преподавателя.
- Каждому обучаемому предоставляется два монитора. Один для просмотра трансляции, второй для выполнения лабораторных работ.
- Открытое обучение также может быть организовано в режиме вебианра. В этом случае слушатель подключается к занятию в классе по мере необходимости. У каждого слушателя есть свой личный доступ к трансляции записей и лабораторным стендам, используя который он/она может изучать материал и выполнять практические задания, непосредственно из дома или со своего рабочего места.
Однако, подобный формат обучения предъявляет повышенные требования не только к учебной организации, но и к самим слушателям.
Основное требование — навыки самоорганизации. Поскольку слушатель самостоятельно задает темп работы, то он/она должны уметь грамотно организовать свое учебное время: не отвлекаться на посторонние (даже служебные дела); спланировать удобный темп, перерывы. Формат открытого обучения идеально подходит сильно занятым людям. Как правило, это высококвалифицированные специалисты, часто руководители, чей рабочий график плотно расписан на много дней, а иногда и месяцев вперед. Зачастую им непросто отлучиться с работы на 3-5 полных дней. Однако, главным преимуществом таких людей является умение правильно организовать свое время, выбрать правильные приоритеты. Эти навыки очень помогают при открытом обучении. Такие слушатели уже многое знают и им нет необходимости проходить обучение в среднем темпе обычной группы. Они самостоятельно решают, какой материал им неинтересен, не пригодится, а где надо заострить внимание. Как правило, именно на таких моментах, которые точно пригодятся на практике, и возникает большинство вопросов к преподавателю. Слушатель может самостоятельно, в процессе выполнения лабораторных и практических заданий отработать «свою» рабочую ситуацию.
А если возникла острая производственная необходимость, то слушатель может решить рабочий вопрос и продолжить обучение, например, на следующий день.
Рассмотрим сравнительную гистограмму характеристик учебного процесса по различным форматам обучения:
Как видно из приведенной диаграммы, наилучший эффект повторения доступен тем слушателям, которые обучаются не просто в режиме открытого обучения, но в формате вебинара на открытом обучении. Это связано с тем, что, занимаясь на вебинаре, слушатель получает доступ к трансляции круглосуточно. Следовательно, он может выбрать время по своему усмотрению. С другой стороны, такой «размытый» режим доступа требует наиболее высокого уровня самоорганизации и самомотивации. В противном случае есть риск постоянного откладывания «на потом».
Оборудование на рабочем месте, пожалуй, наиболее удобно для тех, кто занимается в формате открытого обучения в классе, и, напротив, наименее удобно для тех, кто в формате вебинара.
Как указано выше, при занятиях на открытом обучении в классе, слушателю доступно фактически сдвоенное рабочее место: на одном идет трансляция записи вебинара, а на другом организован доступ к лабораторному оборудованию или просто к другому компьютеру для выполнения практических работ. В результате обучаемый может на одном мониторе смотреть запись. Например, выполнение демонстрации преподавателем, а на другой консоли выполнять практику вслед за преподавателем. Учитывая наличие технической возможности остановки и повторного просмотра записи, всегда есть возможность разобраться в материале.
Для тех, кто занимается на вебинаре, предоставляется удаленный доступ к лабораторному оборудованию учебного центра. Однако, в этом случае возрастают требования к каналу доступа в Интернет и оборудования. Например, при работе на одном мониторе, может быть затруднено выполнение лабораторных работ. Доступ к удаленному рабочему столу требует канала связи не менее 512 кбит/с. Таким образом, на слушателя возлагается часть обязанностей по подготовке своего учебного места. Это обратная сторона экономии времени и удобства занятий у себя дома или в офисе. Конечно, она также требует дополнительной мотивации на обучение.
Особо хотим остановиться на двух последних сравнительных гистограммах. Они взаимно дополняют и поясняют друг друга. Качество обучения в открытом формате не уступает традиционному очному именно за счет двух основных факторов: самостоятельного выбора темпа и наиболее важных тем и возможности индивидуального общения с преподавателем. Фактор личного общения с преподавателем по наиболее значимым вопросам даже приближает открытый формат обучения к индивидуальному.
На опыте нашего Центра «Специалист» можно сказать, что с введением открытого обучения снизилось количество запросов на индивидуальные консультации. Преподавателям прямо рекомендовано контролировать ход обучения, выполнения практических и лабораторных работ и мотивировать слушателей на вопросы и консультации во время занятий. Это в равной мере относится и к тем, кто присутствует в классе, и кто занимается дистанционно в режиме вебинара.
В результате положительный эффект определяется:
- экономической составляющей для обучаемых, поскольку минимизируется время на повышение квалификации;
- дополнительным эффектом для занимающихся в режиме вебинара состоит в отсутствии затрат и времени на дорогу;
- повышением отдачи от обучения за счет самостоятельного темпа и выбора акцента на необходимой тематике самим слушателем в соответствии с его предварительной подготовкой и производственной необходимостью;
- экономической составляющей для учебной организации за счет многократного использования созданных учебных материалов (в нашем случае это как контент курсов, так и собственно записи вебинаров);
- повышением отдачи для учебной организации от более высокой наполняемости классов и возможности более частого проведения курсов, в том числе редких;
- повышением качества преподавания благодаря индивидуальному взаимодействию преподавателя с каждым слушателем.
Литература
- Гудзенко Д.Ю., Динцис Д.Ю. Кризис – время для повышения квалификации. Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 16. Межгосударственная ассоциация после-дипломного образования. Институт повышения квалификации государственных служащих, 2009 г.
- Dintsis, D., Gudzenko, D. Moving business to “cloud”. IAMCP EMEA Leadership Summit. Brussel. June, 14-16, 2011.
Гудзенко Дмитрий Юрьевич – директор, кандидат технических наук.
Динцис Данил Юрьевич – руководитель проектного направления ОЧУ, кандидат технических наук.