«Эффективный лидер опирается на участников своей команды»
Костюк Ирина Валерьевна,
преподаватель Центра по направлению
Менеджмент
«Лидер — это не тот, кто «впереди на лихом коне». Это тот, кто направит каждого в нужную сторону. И сумеет вовремя остановиться сам», — говорил один из героев фантастического романа Сергея Лукьяненко «Чистовик». О том, что такое лидерство, можно ли его развить и как это сделать, рассказывает Ирина Костюк – преподаватель центра «Специалист», топ-менеджер с многолетним опытом, консультант и ментор для руководителей и владельцев бизнеса, член совета директоров Национальной Федерации профессиональных менторов и коучей.
В Учебном центре «Специалист» Вы ведете курсы управленческой тематики: «Руководитель структурного подразделения», «Руководитель среднего и высшего звена» и другие. У Вас есть и авторский курс «Эффективное лидерство». Вы считаете, что лидерство можно развить?
Исходя из этого убеждения, я и создала этот курс. В нем по шагам демонстрирую тем, кто хочет быть не просто руководителем, а лидером, как можно этого достичь. Ведь лидер в своем развитии проходит разные этапы. Прежде всего важно стать лидером по отношению к себе самому, без этого точно не обойтись. Следующий этап – быть лидером в отношениях с другими, затем – возглавить команду, организацию и так далее.
Путь лидера ознаменован не только успехами. Поэтому большое значение имеет то, как он рефлексирует, анализирует достижения и неудачи, чтобы выйти в результате на новый уровень. Лидер – не тот, кто не падает, а тот, кто умеет подняться и пойти дальше, сделав выводы. Я сама прошла этот путь, и продолжаю идти по нему, делясь с другими своим опытом и сделанными выводами, предоставляя поддержку.
Расскажите, пожалуйста, о своем опыте: в каких областях Вы работали, какой путь прошли?
Конечно, на руководящие позиции я попала не сразу. У меня два диплома – один по экономике и управлению, а второй – юридический, множество дополнительных обучений. Семь лет я отработала в Федеральной таможенной службе, и это был ценный опыт, потому что в государственной сфере формируется качественный фундамент. К тому же благодаря ему я понимаю особенности госслужбы и могу говорить с государственными чиновниками на одном языке. Но все-таки госструктуры в то время были довольно консервативны, а для меня важна динамика, инновации, поэтому в какой-то момент решила уйти в бизнес.
С 2004 года я управляла закупками и запасами, аналитикой ассортимента, цепями поставок, внешнеэкономической деятельностью. Постепенно развиваясь, к 2008 стала топ-менеджером в крупном федеральном мебельном холдинге, лидере рынка и владельце портфеля известных брендов, а затем гендиректором одной из компаний. Поэтому у меня в активе богатый опыт и широкая география сотрудничества в мире.
В профессиональной деятельности мне часто приходилось решать масштабные задачи: я развила китайское (и не только) направление, открыла представительства в этой стране, участвовала в слиянии компаний, отстроила бизнес-процессы и так далее.
Разумеется, делала я это не одиночку, а вместе с отличными командами. Поэтому отдельно могу выделить управление командами – мне всегда нравилось видеть, как люди растут, и в какой-то момент стало интересно, благодаря чему это происходит. Этот интерес совпал с пониманием, что, если ты не только достигаешь целей, но и реализуешь какие-то социально значимые проекты, помогаешь другим, то твоя степень удовлетворенности жизнью растет. Проще говоря, важен социальный вклад. Что я могу сделать в этом направлении? В тот момент, когда я задала себе этот вопрос, мне поступило предложение от «Специалиста» начать преподавать.
Кто такой лидер?
Вообще говоря, лидер – это тот, кто оказывает такое влияние на людей, что они готовы направлять свои усилия на достижение цели добровольно, без принуждения. А вот что это за влияние, и почему готовы? Тут есть много аспектов – это и цели, и видение, и миссия, и система ценностей, и мировоззрение, и ответственность, и стратегия, и энергия, и коммуникация. Мы обсуждаем их на курсе.
Не обязательно лидерство ярко проявлено от рождения. Если мы посмотрим сегодня на людей, которые считаются общепризнанными лидерами, и сравним с ними же 10-20 лет назад, то окажется, что с ними произошли разительные перемены.
Но это как бы взгляд со стороны. А когда мы примеряем лидерство на себя, то часто совершаем распространенную ошибку: берем за образец для поведения модель, которая нам не соответствует. А люди хорошо видят, когда мы лишь играем в того, кем на самом деле не являемся. Даже если мы примеряем самый красивый и вдохновляющий, но чужой лидерский образ, люди распознают подлог и не готовы следовать за нами. Они чувствуют разницу между образом и реальным человеком.
Конечно, можно идти по сложному пути и пытаться переделать себя с помощью распространенных сейчас тренингов. Только вот будет ли польза от этого? А может ведь быть и вред. Поэтому на курсе «Эффективное лидерство» мы работаем над развитием лидерства с опорой на свои сильные стороны и индивидуальные особенности. И это намного продуктивнее.
Как построено обучение?
Курс «Эффективное лидерство» небольшой, он рассчитан всего на 16 часов плюс домашние задания. Конечно, за это время человек не выйдет уже сложившимся лидером. Но благодаря обучению у слушателей складывается четкая система и понимание своего лидерского стиля и сильных сторон, а также того, над чем конкретно еще стоит поработать, чтобы развить нужные качества.
Кто приходит на обучение?
Мне сейчас вспомнилась слушательница, которой было всего 14 лет. Перемены, которые с ней произошли, были очень явными. Если в начале обучения она смущалась даже просто рассказать о себе, говорила «я посижу и послушаю», то в конце курса она начала брать на себя ведущую роль в аудитории взрослых людей.
Но этот пример, конечно, исключение. Обычно на курс приходят или уже действующие руководители, или профессионалы, планирующие свою управленческую карьеру. Если же человек не ставит перед собой целей или ждет, что все изменения произойдут с ним без его участия, то для таких людей курс «Эффективное лидерство» не будет полезен.
Что вы можете рекомендовать в дополнение к этому курсу?
Очень люблю и часто веду курс «Руководитель структурного подразделения». Эти два курса отлично дополняют друг друга, и есть смысл приобретать их сразу вместе или прямо друг за другом. Многие так и делают. На мой взгляд, это максимально полезная инвестиция для всех, кто имеет отношение к управлению на любом уровне. Я была бы рада в свое время пройти такие курсы вместо набивания собственных шишек. Впрочем, и шишки очень ценны, и мне есть чем поделиться со слушателями. С удовольствием это делаю.
В качестве курса, который может быть полезен вообще всем, и не только руководителям, могу рекомендовать «Эффективные переговоры». Это своего рода ликбез, навыки переговоров точно пригодятся каждому. Курс насыщен большим количеством практики, благодаря которой можно в комфортной и безопасной среде потренироваться в подготовке и ведении переговоров и разобрать возможные ошибки.
Можно ли поставить знак равенства между «лидером» и «руководителем»?
Этот же вопрос задаю слушателям на курсе. И в 95% случаев они отвечают «нет», но не всегда могут объяснить, почему они так сказали, в чем разница. Хотя интуитивно все правильно чувствуют. Поэтому сохраню тут интригу и оставлю ваш вопрос без ответа, чтобы не лишать радости собственных открытий наших слушателей.
Изменилась ли роль лидера в современном неспокойном мире?
Чтобы описать то, в каком мире мы живем и какие с ним произошли перемены, я оттолкнусь от теории, разработанной в конце прошлого века. Согласно ей, с 1980-х мир утратил устойчивость, предсказуемость, простоту и определенность, и на смену прежней модели пришел так называемый мир VUCA (V — Volatile, нестабильный, U — Uncertain, неопределенный, C — Complex, сложный, A — Ambiguous, неоднозначный). Это мир неопределенности в бизнесе, в котором нужно быть гибкими, быстрыми и адаптивными самим и адаптировать бизнес. В таком мире наиболее успешными оказались те, кто научился использовать потенциал командного подхода. А это значит, что резко возросла потребность не просто в руководителях, а в лидерах. Роль лидера по сравнению с прежними, иерархичными структурами управления сильно изменилась и потребовала развития навыков недирективного управления, развития эмоционального интеллекта, коммуникативных и прочих «мягких» навыков с тем, чтобы повысить результативность команд профессионалов.
Но теперь и мир VUCA ушел в прошлое. Нынешний мир не просто нестабилен, он хаотичен. Футуролог Жаме Кассио назвал его миром хаоса, BANI1 (B — Brittle, хрупкий, A — Anxious, беспокойный, N — Nonlinear, нелинейный, I — Incomprehensible, непостижимый). В этом мире мы осознаем его хрупкость. То, что выглядит надежно, может рухнуть в один момент. Изменения происходят внезапно, а их масштаб и скорость разрушения не оставляют времени на адаптацию. При этом далеко не всегда для нас очевидна связь между событиями и их последствиями, а также масштабом этих последствий. Если в одной части мира что-то рушится, то волна распространяется очень далеко. Таким образом, мир становится непостижимым. Неопределенность обернулась повышенной тревожностью, страхом. Люди поглощают информацию в огромном количестве, пытаясь найти опору. Но это плохо работает, ведь информации слишком много, и далеко не вся она достоверна или действительно важна. Поэтому в мире BANI те подходы, которые работали раньше, больше не актуальны.
Лидерство в этих условиях тоже меняется, шаблонных решений, применимых к типичным ситуациям, больше нет. И по-настоящему эффективный лидер опирается на участников своей команды и учится совсем новым навыкам.
Назовите, пожалуйста, три причины: почему слушателям стоит прийти на Ваш курс «Эффективное лидерство»?
Первая причина – если слушатели готовы к полноценной работе, то они точно получат результат: понятный алгоритм развития собственного лидерства на основе своих сильных сторон и индивидуальных предпочтений. Будут понимать, куда двигаться сразу после завершения курса.
Второе – это атмосфера, которая складывается у нас на занятиях. Это возможность пообщаться с единомышленниками, познакомиться с интересными людьми, что важно для всех. Зачастую общение продолжается и после завершения курса.
И третья причина, наверное, вытекает из второй – на занятиях нам взаимно интересно. Идет обмен энергией, растут и слушатели, и я тоже, мне очень интересно разбирать их кейсы, отвечать на вопросы. Только в такой обстановке, в таком общении возможен качественный рост.